Блеск драгоценных металлов и самоцветов в сознании людей всегда ассоциируются с роскошью. Аналогично воспринимаются изделия, богато инкрустированные переливающимися кристаллами, золотом, серебром. Это привело к формированию нового направления в области печати – тиснению. Так называют серию технологий, которые наряду с изготовлением кружек с фото на заказ, с нанесением изображений на телефонные чехлы, футболки, используются для производства рекламных продуктов, только в отличие от названных вариантов, они востребованы там, где есть место эксклюзиву, роскоши и индивидуальности.
Способом тиснения сегодня выпускают широкий ассортимент полиграфических товаров – красивые блестящие надписи оригинально смотрятся на этикетках, упаковках, календарях, обложках для документов, ежедневниках и др. Тисненые изделия отличаются характерной презентабельной внешностью, но и стоят они дороже, чем рекламные носители, декорированные другими способами печати.
По сей день дизайн продуктов с тиснением под золото считается непревзойденным по уровню роскоши и статуса. Элегантные кожаные ежедневники с золотыми надписями на обложке в средние века, вплоть до конца 19 столетия, оценивались очень высоко. В те времена тиснение выполняли натуральными драгоценными металлами. Лишь к началу 20 века золото успешно заменили фольгой, тем самым сократили стоимость тех же книг.
► Впервые о технике слепого тиснения было сказано в китайских летописях 6 века н.э., а первые «трафареты», с помощью которых делали оттиски на разного рода мягких поверхностях (например, на коже), появились задолго до наступления нашей эры.
Сегодня под технологией тиснения подразумевают несколько способов нанесения изображений.
Самый распространенный способ «золотого декора». Его характерные признаки:
Процесс заключается в нагревании пресса до температуры не ниже 1050С (иногда увеличивают до отметки 1200С, конкретная цифра зависит от материала). Далее автоматически разматывается отрезок фольги из рулона, выводится под клише и под воздействием высокой температуры и давления зеркальное изображение остается на поверхности.
Холодное тиснение – альтернативная и более современная технология, у которой есть несколько преимуществ:
Холодный способ тиснения применяют при заказе крупных партий этикеток, другого типа недорогой рекламы, но и здесь имеется свой негативный момент. Способ подходит для печати по ровным гладким поверхностям. Рифленые, фактурные изделия не способны удержать металлизированную пленку.
Фольгирование – третий вариант тиснения с помощью фольги, более экономичный и простой. Применяют специальные ламинаторы. Рабочей поверхностью служат валы. Последовательность работы:
Недостатки:
Иначе называют «слепым». Требует от мастера опыта и осторожности. Технология актуальна, если тиснение проводится на кожаном носителе. Как правило, это дорогие эксклюзивные предметы, стоимость которых доходит до 50 и более евро. Поэтому важно в совершенстве владеть механизмами, уметь обращаться с оборудованием на интуитивном уровне, чтобы не допустить, например, его перегрева. В процессе производства применяют тот же пресс, что при тиснении фольгой, но в качестве расходного материала берут пленку. С ее помощью придают изображению конкретный оттенок.
Блинтовая технология позволяет наносить глубокое тиснение: глубина регулируется давлением пресса. Иногда допускается делать блинт при обычной температуре. Сфера применения – персонализация полиграфических изделий и кожгалантереи (ежедневников, портмоне). Тиснение можно выполнять и на кожзаме высокого качества.
По сути, это тиснение наоборот, потому что конгрев используют для получения выпуклых изображений. По-другому способ называют многоуровневым. Различают конгревное тиснение с фольгой и без нее. Его особенность заключается в том, что здесь используют не одно, а сразу 2 клише:
На лицевой стороне изделия остается не вогнутое, а выпуклое рельефное изображение. Конечно, конгрев не подходит для дизайна кружек, футболок. Метод пригоден для печати на бумаге и на любых прочих носителях с гибкой структурой. Уложив носитель другой стороной, можно получить вогнутое изображение. Процесс проводится в 2 этапа – сначала на поверхность крепят фольгу, затем ей придают рельеф прессованием. Важно проконтролировать качество клише – они должны быть очень четкими, без дефектов и идеально совпадать друг с другом по форме. Конгревом сегодня создают практически все виды поздравительных открыток, папок, обложек и других типов полиграфической продукции.