Тиснение: виды, сферы применения, особенности технологии

Блеск драгоценных металлов и самоцветов в сознании людей всегда ассоциируются с роскошью. Аналогично воспринимаются изделия, богато инкрустированные переливающимися кристаллами, золотом, серебром. Это привело к формированию нового направления в области печати – тиснению. Так называют серию технологий, которые наряду с изготовлением кружек с фото на заказ, с нанесением изображений на телефонные чехлы, футболки, используются для производства рекламных продуктов, только в отличие от названных вариантов, они востребованы там, где есть место эксклюзиву, роскоши и индивидуальности.

Способом тиснения сегодня выпускают широкий ассортимент полиграфических товаров – красивые блестящие надписи оригинально смотрятся на этикетках, упаковках, календарях, обложках для документов, ежедневниках и др. Тисненые изделия отличаются характерной презентабельной внешностью, но и стоят они дороже, чем рекламные носители, декорированные другими способами печати. 

По сей день дизайн продуктов с тиснением под золото считается непревзойденным по уровню роскоши и статуса. Элегантные кожаные ежедневники с золотыми надписями на обложке в средние века, вплоть до конца 19 столетия, оценивались очень высоко. В те времена тиснение выполняли натуральными драгоценными металлами. Лишь к началу 20 века золото успешно заменили фольгой, тем самым сократили стоимость тех же книг.

► Впервые о технике слепого тиснения было сказано в китайских летописях 6 века н.э., а первые «трафареты», с помощью которых делали оттиски на разного рода мягких поверхностях (например, на коже), появились задолго до наступления нашей эры.

Сегодня под технологией тиснения подразумевают несколько способов нанесения изображений.

Тиснение фольгой

Самый распространенный способ «золотого декора». Его характерные признаки:

  • Выполняется под воздействием высоких температур (в большинстве случаев используют именно горячее тиснение);
  • Годится для работы по пластику, бумаге, картону, пленке – по любой поверхности, способной выдержать нагревание до критических температур;
  • Работают на специальных прессах: на одной стороне фиксируют клише из металла, на другую кладут носитель.

Процесс заключается в нагревании пресса до температуры не ниже 1050С (иногда увеличивают до отметки 1200С, конкретная цифра зависит от материала). Далее автоматически разматывается отрезок фольги из рулона, выводится под клише и под воздействием высокой температуры и давления зеркальное изображение остается на поверхности.

Холодное тиснение – альтернативная и более современная технология, у которой есть несколько преимуществ:

  • Допускается наносить надписи на материалы, которые не выдерживают нагревания;
  • Высокая скорость печати: горячее тиснение более индивидуально. В процессе приходится задействовать ручной труд, что не только увеличивает стоимость продукта, но и снижает скорость его изготовления. Для холодного тиснения подходит то же оборудование, что применяют при шелкографии. Сначала проводится лакирование специальным материалом, затем наносят фольгу и крепят в залакированных местах.

Холодный способ тиснения применяют при заказе крупных партий этикеток, другого типа недорогой рекламы, но и здесь имеется свой негативный момент. Способ подходит для печати по ровным гладким поверхностям. Рифленые, фактурные изделия не способны удержать металлизированную пленку.

Фольгирование – третий вариант тиснения с помощью фольги, более экономичный и простой. Применяют специальные ламинаторы. Рабочей поверхностью служат валы. Последовательность работы:

  • Находят изображение – надпись или орнамент;
  • Распечатывают на лазерном принтере;
  • Вставляют в оборудование специальную фольгу (не подходит та, что используется при тиснении холодным/горячим способом);
  • Валы нагревают и прокатывают по фольге;
  • Тонер расплавляется, на него крепится фольга.

Недостатки:

  • Подходит только для работы с картоном или бумагой;
  • Используют очень ровные поверхности;
  • Лучше подбирать изображения без мелких элементов, потому что сложно добиться высокой четкости. Края часто получаются рваными.

Блинтовое тиснение

Иначе называют «слепым». Требует от мастера опыта и осторожности. Технология актуальна, если тиснение проводится на кожаном носителе. Как правило, это дорогие эксклюзивные предметы, стоимость которых доходит до 50 и более евро. Поэтому важно в совершенстве владеть механизмами, уметь обращаться с оборудованием на интуитивном уровне, чтобы не допустить, например, его перегрева. В процессе производства применяют тот же пресс, что при тиснении фольгой, но в качестве расходного материала берут пленку. С ее помощью придают изображению конкретный оттенок.  

Блинтовая технология позволяет наносить глубокое тиснение: глубина регулируется давлением пресса. Иногда допускается делать блинт при обычной температуре. Сфера применения – персонализация полиграфических изделий и кожгалантереи (ежедневников, портмоне). Тиснение можно выполнять и на кожзаме высокого качества.

Конгревное тиснение

По сути, это тиснение наоборот, потому что конгрев используют для получения выпуклых изображений. По-другому способ называют многоуровневым. Различают конгревное тиснение с фольгой и без нее. Его особенность заключается в том, что здесь используют не одно, а сразу 2 клише:

  • Первое – это матрица. Его нагревают;
  • Второе – контрматрица, ее устанавливают на вторую половину пресса.

На лицевой стороне изделия остается не вогнутое, а выпуклое рельефное изображение. Конечно, конгрев не подходит для дизайна кружек, футболок. Метод пригоден для печати на бумаге и на любых прочих носителях с гибкой структурой. Уложив носитель другой стороной, можно получить вогнутое изображение. Процесс проводится в 2 этапа – сначала на поверхность крепят фольгу, затем ей придают рельеф прессованием. Важно проконтролировать качество клише – они должны быть очень четкими, без дефектов и идеально совпадать друг с другом по форме. Конгревом сегодня создают практически все виды поздравительных открыток, папок, обложек и других типов полиграфической продукции.

Личный кабинет

Забыли пароль?